Ответы на вопросы
члена Совета Санкт-Петербургского международного криминологического клуба В.С. Харламова
1. Где и когда Вы родились?
21 октября 1955 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Рад, что судьба связала меня с одним из самых чудесных городов на планете, вдохновляющим и очаровывающим.
2. Пожалуйста, несколько слов о ваших предках, родителях, супруге, детях!
Горжусь своими предками. Мама – блокадница, папа 20 лет являлся депутатом Октябрьского района Ленинграда и одним из руководителей транспортно-строительной структуры (почётный транспортный строитель). Многие близкие родственники погибли, защищая Родину на фронтах Великой Отечественной войны, а также во время блокады Ленинграда. Именем одного из них, погибшего 9 мая 1945 года, назвали меня.
Супруга – пенсионерка, работала инженером в Управлении Октябрьской ж.д. (вуз закончила с красным дипломом), дети (сын и дочь) закончили вузы (дочь закончила вуз с красным дипломом), двое внуков. Тесть – заслуженный юрист.
3. Какое высшее учебное заведение Вы окончили?
Закончил ЛИИЖТ и ЛГУ.
4. Где и кем Вы работали и работаете по специальности?
Работаю в Санкт-Петербургском университете МВД России доцентом кафедры криминологии.
5. С какими зарубежными научными учреждениями, организациями Вы состоите (состояли) в творческих отношениях? Назовите не более пяти.
Не состою в творческих отношениях с зарубежными научными учреждениями в связи с определёнными ограничениями и требованиями со стороны силового ведомства, в котором тружусь. Приглашался на научные мероприятия в Академию полиции Республики Азербайджан и в высшие учебные учреждения Финляндии.
6. Когда, где, на какую тему защитили диссертацию (диссертации)?
Защитил кандидатскую диссертацию в 2002 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России на тему «Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям участковыми уполномоченными полиции (на материалах Санкт-Петербурга)»; докторскую – там же в 2019 году на тему «Теория и практика противодействия преступному насилию в семье (системное криминологическое и уголовно-правовое исследование)».
7. Ваши научные руководители, консультанты?
Мой научный руководитель по кандидатской, он же научный консультант по докторской – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба Дмитрий Анатольевич Шестаков.
8. Относите ли Вы себя к какой-либо научной школе?
Считаю за честь быть представителем невско-волжской преступностиведческой школы.
9. Ваши основные научные публикации (не более десяти)?
1. Отечественный и зарубежный опыт противодействия криминальному насилию в семье. Монография. СПб., Изд-во ООО «Копи – Р Групп», 2014. 392 с.
2. Криминогенная деформация семьи в условиях социальных потрясений // Вопросы правоведения. 2014. № 5 (27). С.245–264.
3. Уголовно-правовая интерпретация виктимной стороны внутрисемейного насилия // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 108–118.
4. Домашнее насилие. Отечественные и зарубежные средства криминологической защиты домочадцев // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 65–68.
5. Виктимологическая диагностика пострадавших от криминального насилия в семье мужчин // Вестник Уральского юридического института МВД РФ. 2017. №3. С. 65–68.
6. Основы общей теории криминологической безопасности семьи // Российский следователь. 2017. № 22. С. 51–56.
7. География криминального супружеского насилия в современной России // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 4. C. 666–676.
8. Корреляция преступного насилия современной российской молодёжи и криминогенности семьи // Алтайский юридический вестник. 2018. № 3 (23). С. 82–87.
9. Девиктимизация детей в семейных отношениях // Социальное обслуживание семей и детей: Научно-методический сборник. 2019. № 18. С. 31–38.
10. Противодействие криминальному насилию в семье: проблемы интерпретации и правоприменения. Монография. Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: 2019. 526 с.
10. Приведите несколько (не более десяти) выдвинутых (разработанных) Вами научных положений, которые для Вас особо значимы! Пожалуйста, сошлитесь на источники, в которых положения опубликованы.
1. Разработка общей теории криминологической безопасности семьи (см.: Основы общей теории криминологической безопасности семьи // Российский следователь. 2017. № 22. С. 51–56).
2. Внедрение криминолого-виктимологической диагностики для оценки деформаций семейной сферы (см.: Криминологическая диагностика семейных отношений органами внутренних дел Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2011. 112 с. (в соавторстве с Д.А. Шестаковым).
3. Диагностирование внутрисемейного киберсиндрома и криминодеформации семейных отношений (см.: Отечественный и зарубежный опыт противодействия криминальному насилию в семье: Монография. СПб.:., ООО «Копи – Р Групп», 2014. 392 с.).
4. Применение высшей математики в криминофамилистике: впервые сделан расчёт значимых для практики показателей «криминогенности деформации семейных отношений» и «криминальных внутрисемейных рисков» на основе теории вероятностей (см.: Оптимизация расчетов в криминофамилистике // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 2 (33). С. 75–78).
5. География криминальной патологии в семейной сфере России (см.: Отечественный и зарубежный опыт противодействия криминальному насилию в семье: Монография. СПб.:., ООО «Копи – Р Групп», 2014. 392 с.).
11. Каким, в общих чертах, Вы видите будущее преступности и отношение к ней общества?
Число корыстных преступлений будет возрастать. Их в большинстве своём индуцируют международные магнаты, глобально олигархическая власть. Многие корыстные преступления станут совершаться посредством насилия, вооружённых конфликтов. Спираль преступности раскручивается по «воронке Шестакова». Обществу придётся нелегко. Необходима выработка единой международной стратегии антикриминального противодействия – с жёстким ограничением «полномочий» глобальной олигархической власти.
12. Ваше главное пожелание российскому обществу в целях уменьшения, смягчения его зла, его преступности?
Российское общество не должно терять надежду на свои силы, оно способно противостоять любому злу. Слишком много наш народ испытал, чтобы не верить в себя. Для борьбы со злом целесообразно разрабатывать и внедрять, прежде всего, способы, методы, инструментарий, связанные со снижением конфликтности во всех сферах жизнедеятельности. Важно формирование единых международных норм и правил конкурентной борьбы, особенно в сфере экономики, с жёстким контролем их исполнения. Следует навечно отказаться от любых войн, сформировать международные структуры, обладающие полномочиями «устранять» лидеров держав, провоцирующих военные конфликты. Необходимы контроль и сопровождение сверхагрессивных людей, в первую очередь, лидеров держав и лиц, имеющих власть. В настоящее время международные структуры ООН по противодействию криминалу сильно деформированы, их надо менять.
13. Как Вы оцениваете деятельность Санкт-Петербургского международного криминологического клуб и его журнала «Криминология: вчера, сегодня, завтра»? Что бы Вы посоветовали для их усовершенствования?
Санкт-Петербургский международный криминологический клуб и его журнал «Криминология: вчера, сегодня, завтра» – это маяки криминологической науки, трибуны великолепных учёных и практиков, совесть и надежда здравомыслящих граждан.
Для совершенствования деятельности Клуба и его журнала важно: 1) не растерять имеющийся потенциал, приглашать для выступлений оригинальных отечественных и зарубежных учёных, исследователей, педагогов, практиков, сохранять за ними возможность публиковаться в клубном журнале; 2) использовать площадки различных научно-образовательных учреждений для транслирования идей, разработанных в невско-волжской преступностиведческой школе; 3) открывать представительства Клуба в разных регионах России.
14. Согласны ли Вы с возможным размещением в печати, а также в сети интернета Ваших ответов на поставленные здесь вопросы?
Да.